суббота, 9 июля 2011 г.

Цитата дня

Обычным людям пора отказаться от неверной мысли о том, что научные поиски холодны и бесстрастны, не связаны с воображением, а ученый просто поворачивает ручку открытия.

Исследование на всех уровнях исполнено страсти, а прогресс науки прежде всего зависит от вылазок в то, чего мы еще не знаем, но можем вообразить.

Питер Медавар
  

А Вы знаете, что Питер Медавар получил в 1960 г. Нобелевскую премию по физиологии и медицине совместно с Макфарлейном Бёрнетом? 
Интересно?

МЕДАВАР (Medawar), Питер Брайан 
(28 февраля 1915 г. – 2 октября 1987 г.).

Английский биолог Питер Брайан Медавар родился в Рио-де-Жанейро (Бразилия) у Николаса Медавара, международного коммерсанта, и Эдит Мьюриел (Даулинг) Медавар, уроженки Ливана, получившей британское гражданство. Когда мальчику было четыре года, семья переехала в Англию, где Питер останется на всю жизнь. Получив среднее образование в Марлборо-колледже, он в 1932 г. поступает в Модлин-колледж Оксфордского университета.

На младших курсах Питер изучал зоологию и выполнил несколько оригинальных исследований по росту тканей. Став в 1935 г. бакалавром, он получил две стипендии от колледжа для продолжения исследований на университетской кафедре патологии под руководством Хоуарда У. Флори. Медавар сочетал учебную нагрузку с работой над проблемами культуры тканей, математическими теориями роста и морфогенеза у животных и регенерацией нервов. В 1938 г. он, выдержав специальные экзамены, стал сотрудником Модлин-колледжа, в котором трудился до 1944 г. Затем он перешел в колледж св. Джона (Оксфорд) и в течение двух лет занимал должность старшего научного сотрудника.

Вскоре после начала второй мировой войны Медавар занялся разработкой проблем, связанных с пересадкой тканей, в ожоговом отделении Королевского лазарета в Глазго (Шотландия). Переливания крови и антибиотики помогали спасти жизнь тяжелораненым с сильными ожогами. Но способа избежать уродующих внешность рубцов найдено не было. «Самым простым было бы пересадить на обожженный участок лоскут кожи от добровольных доноров», – говорил позднее Медавар. Но эта идея была абсолютно безнадежной, потому что кожа, пересаженная от одного человека другому, попросту не приживалась из-за реакции отторжения трансплантата.

Тогда Медавар разработал методы, позволявшие использовать собственную неповрежденную кожу больного для лечения ожоговых ран. Из живых клеток кожи приготовлялось своеобразное «пюре», которое сразу накладывали на рану либо замораживали, разрезали на тончайшие слои и только затем помещали на обожженные участки. Однако ни один из этих методов не позволял избежать образования рубцов.

Продолжая исследования в области трансплантации, Медавар и его коллеги не только ставили эксперименты на мышах и кроликах, но и работали с людьми. Они пришли к выводу, что организм отторгает «чужеродную» ткань из-за индивидуальных различий в иммунологических характеристиках. Отторжение тканей действительно было иммунологическим процессом, но не было связано с образованием антител, как в тех случаях, когда организм мобилизует все силы для борьбы с инфекцией или болезнью. Действующими факторами при отторжении тканей, как оказалось, были лимфоциты – разновидность белых кровяных клеток (лейкоцитов).

Исследования Медавара по иммунологии показали, что у всех млекопитающих клетки, имеющие ядро, содержат белки, которые могут действовать как антигены (вещества, вызывающие иммунологические реакции). Переливания крови, по существу являющиеся вариантом трансплантации, возможны благодаря тому, что красные кровяные тельца (эритроциты) не имеют ядер и, следовательно, не содержат антигенных белков. Структура и функции этих белков, названных основными гистосовместимыми антигенами, были изучены Барухом Бенасераффом, Жаном Доссе и Джорджем Д. Снеллом. Именно различие гистосовместимых антигенов в конечном итоге приводит к отторжению трансплантата. Единственное исключение составляют однояйцевые близнецы, которые имеют идентичные антигены гистосовместимости и поэтому при пересадке органов друг от друга не страдают от неблагоприятных иммунологических реакций.

Работая над пересадкой периферических нервов, Медавар изобрел биологический «клей» – концентрированный препарат белка плазмы крови фибриногена, который можно использовать для соединения поврежденных нервных окончаний при пересадке кожи и других видах хирургических операций. За это исследование Медавар в 1949 г. был избран членом Королевского общества – высшая почесть, которой может быть удостоен британский ученый.
ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ...



Комментариев нет:

Отправить комментарий