четверг, 5 мая 2011 г.

Ведь так не бывает на свете, чтоб были потеряны дети



Для большинства людей семья - это родители и дети, уютный дом, любимое домашнее животное, общие заботы и совместные радости. К сожалению, в жизни все не так просто...



По различным оценкам сирот в России до 1 миллиона человек. Две трети из них - это социальные сироты, то есть сироты при живых родителях. Для многих такое положение не  воспринимается ни как национальная трагедия, ни даже как проблема. Судьба сироты, оказавшегося в приюте, считается устроенной и не вызывает беспокойства. Ежегодно россияне усыновляют 12 тыс. сирот, т.е. всего лишь около  1% от общего числа, и еще около 3 тысяч российских сирот усыновляют каждый год иностранцы. 

Исследования неопровержимо доказали, что воспитание в приюте само по себе, независимо от уровня материального обеспечения, разрушает детскую психику с самого раннего возраста, часто - необратимо. 90% приютских детей дошкольного возраста имеют задержку психического развития. Если ребенок продолжает жить в приюте и дальше, задержка почти всегда приводит к олигофрении. Доводы различны - от отсутствия финансирования до нехватки персонала. 

Но, в целом, вдумайтесь - детей-сирот в России сейчас больше, чем было в годы войны. Хочется предложить минуту молчания, но бездействия в этом вопросе и так уже предостаточно.



Возможно, книги из фонда Научной библиотеки ТГУ, раскрывающие специфику сиротства, опекунства и приемных семей, станут вашим первым шагом при выборе профессии  социального работника. 
А, может быть, кто-то решится и на большее...


Шульга Т.И. Работа с неблагополучной семьей. - М.: Дрофа, 2005. - 254 с.: ил. 
В пособии представлен материал, отражающий современное состояние данной проблемы. Приведены критерии и характеристики неблагополучных семей, а также направления, методы и формы работы специалистов с ними. Несомненный интерес, как для учащихся, так и для практиков представляют специальные программы работы с неблагополучными семьями. Большое внимание уделено вопросам международного усыновления. Для закрепления теоретического материала в конце глав даются вопросы для самостоятельного изучения и практические задания, в ряде случаев приводятся примерные темы для обсуждения на практических занятиях. 

 Дивицына Н.Ф. Социальная работа с детьми группы риска. - М.: Владос, 2008. - 351 с
В курсе лекций рассматриваются категории детей и подростков группы риска, наиболее незащищенных в социальном плане, порой брошенных на произвол судьбы - детей-сирот, безнадзорных и беспризорных, детей-инвалидов, подростков с девиантным поведением - и система социальной работы с ними.

Бреева Е.Б. Дезадаптация детей и национальная безопасность России. - М.: Дашков и Ко, 2005. - 211 с. : ил. 
В работе раскрываются проблемы российской беспризорности, дается оценка состояния и причины дезадаптации детей в стране, приводится система непротиворечивых мер по сокращению их масштабов и повышению качественных характеристик, а также методология изучения проблем дезадаптации детского населения и перспектив их развития.

 Прихожан А.М. Психология сиротства. - СПб.: Питер, 2005. - 400 с.
В книге раскрываются особенности психологии детей, воспитывающихся в детском доме. Авторы рассказывают, чем эти дети отличаются от своих сверстников, растущих в семье, как видят окружающий мир, оценивают себя, поступают в трудных ситуациях, представляют свое будущее. У большинства из них имеются отклонения в личностном развитии, которые, хотя и не в столь крайних формах, встречаются и в неблагополучных семьях.


Козлова Т.З. Опекунская семья. - М.: Аспект-Пресс, 2009. - 199, [1] с. : рис., табл. 
В настоящее время проблемы социального сиротства и пути их решения являются чрезвычайно актуальными. Монография посвящена проблемам создания и жизнедеятельности опекунской (замещающей) семьи и написана на материалах социологического исследования.

 Приемная семья: психологическое сопровождение и тренинги. -  СПб.: Речь, 2007. -  351 с. : табл.
В книге дается подробное описание программы психологического сопровождения потенциальных замещающих родителей. Особое внимание уделяется тренинговой работе со взрослыми и детьми: «Социально-психологическая подготовка потенциальных замещающих родителей», «Подготовка ребенка к переходу в новую семью», «Первые этапы взаимодействия ребенка и принимающей семьи», «Приемный ребенок и его биологические родители», «Сопровождение принимающих семей». Богатый практический материал делает книгу полезной не только для специалистов, работающих в данной области, но и для всех неравнодушных взрослых, которые задумываются над проблемой приемных семей или собираются принять ребенка в свою семью. 

Михеева Л.Ю. Опека и попечительство теория и практика. - М.: Волтерс Клувер, 2004. - 356 с. : ил. 
Настоящая работа представляет собой первое комплексное научное исследование опеки и попечительства за последние почти пятьдесят лет. Предложена концепция реформирования института опеки и попечительства.
Работа выполнена на основе действующего законодательства с использованием источников отечественного права советского и дореволюционного периодов, а также зарубежного законодательства и литературы. Основой для многих выводов послужила судебная практика и практика деятельности органов опеки и попечительства регионов РФ.
В приложениях приведены предлагаемые изменения и дополнения в законодательные акты, образцы документов, перечень законов субъектов РФ по вопросам опеки и попечительства и др.

А вы бы смогли взять в свою семью чужого, неродного ребенка? 
И не просто привести в дом, а полюбить этого человечка всем сердцем? 



1 комментарий:

  1. У меня, наверное, не получится. Иногда не знаешь, как со своим найти общий язык.

    ОтветитьУдалить